Способности юристов заставили чиновников принять новый закон, который снял всю ответственность с государственных органов

Как известно, предоставление права пользования недрами оформляется лицензией. Границы в пределах которых недропользователь имеет право работать устанавливается координатами горного и/или геологического отводов. Данные отводы соответственно спроецированы через земельные участки, которые могут быть в федеральной, муниципальной, частной собственности, принадлежать разным организациям с разными организационно правовыми формами, крестьянско-фермерским хозяйствам, быть в долевой собственности, быть в аренде, субаренде, принадлежать лицам, владеющим и пользующимся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования, а также на праве пожизненного наследуемого владения.

Это многообразие форм владения и пользования земельными участками, а также отсутствия во многих субъектах РФ постановки земельных участков на кадастровый учет, привело к большим затруднениям по предварительному согласованию/согласованию предоставления земельных участков для проведения работ по недропользованию и соответственно выдачи лицензий на право пользования недрами.

Ранее, в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 25.10.2006 N 173-ФЗ), предоставление лицензий на пользование недрами осуществлялось при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществлялся в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Для МПР России, а позднее и для вновь созданного Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) предоставление права пользования недрами, не вызывало затруднений, так как при составлении перечней участков недр, по которым например будут проведены аукционы, практически по всем участкам недр были получены предварительные согласия.

Возможно, что по причине, того, что многие собственники, которые соответственно давали ранее лишь предварительное согласие, впоследствии стали вставлять палки в колеса владельцам лицензий – заявляя, что согласование окончательного от них не было получено. Все это, по видимому, привело к внесению изменений в законодательство РФ.

Так Федеральным законом N 118-ФЗ от 26 июня 2007 года в часть 6 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" были внесены изменения. Согласно данным изменениям, данная норма права стала звучать так - предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Новая формулировка привела к тому, что Роснедра при формировании участков недр должно было получить согласование от собственников земельного участка. Это привело к тому, что отсутствие получения согласования хотя бы от одного собственника, который находиться в границах горного и/или геологического отвода, сделало невозможным рассматривать данный участок недр как объект по которому может быть выдана лицензия. В связи с чем, значительно сократился объем участков выставляемых на конкурсы и аукционы.

Но эта была лишь одна проблема, вторая проблема была и у недропользователей. Само по себе согласование проходило с нарушениями. Надо отметить, что например, получение согласия у лиц, у которых земля находиться в долевой собственности, вообще практически не возможно, по ряду причин. В связи с чем, владельцы лицензий столкнулись с проблемой в виде шантажа – лица, которые не давали согласия могли обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене аукциона и выдачи лицензии, что привело бу к большим потерям и затруднениям недропользователя.

Это вызвало не только ряд проблем, но я и ряд плюсов - использование отсутствия надлежащего согласования в целях отмены аукциона и выдачи лицензии, для возврата денег уплаченных на аукционе.

Некоторые компании, пришли к выводу, что по тем или иным причинам было бы выгодно отказаться от участка недр и вернуть затраченные денежные средства на аукционе. В случае если у компаний имелся опыт и знания в этих областях права, то проанализировав ситуацию, они стали приводить эти механизмы в действие. Таким образом, обладая знаниями в этой области можно было обойти закон и через арбитражный суд признать аукцион и выдачу лицензии незаконными.
Все это снова привело к тому, что законодатели решили внести изменения в законодательство РФ.

В настоящее время, в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ), предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Законодатель просто убрал какое-либо предварительное согласование или согласование, очевидно решив, что это решит проблемы. Одна из проблем действительно решена – Роснедра может спокойно выставлять участки недр, но вот компании которые приобретут их могут получить большой сюрприз, а государство вместе с тем, будет спокойно сидеть, не отвечая при этом ни за что. Выставили участок – возникли проблемы, а кто за это ответит?