Решение № ВКПИ 08-07

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ № ВКПИ 08-07

Именем Российской Федерации
21 февраля 2008 года
г. Москва

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Крупнова И.В., при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове С.В., с участием старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., представителей Министра обороны Российской Федерации - начальника 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Виноградова В.В., начальника 2 отдела 1 направления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации полковника Герасимчика В.В. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации - советника отдела Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Министерства юстиции Российской Федерации Каравичева В.О., рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующим пункта 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», в части слов «согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности» в таблице после слов «Состав военнослужащих»,
установила:

Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», (далее - Порядок) в части слов «согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности» в таблице после слов «Состав военнослужащих». Также она просит возместить судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд и комиссионного сбора, взысканного в связи с уплатой пошлины.

В обоснование просьбы заявитель указала, что до 1 декабря 2006 года она проходила военную службу на воинской должности, подлежащей замещению офицерами (12 тарифный разряд) и для которой по штату предусмотрено воинское звание «старший лейтенант».

После зачисления в распоряжение командира воинской части ей на основании пункта 108 Порядка стала выплачиваться ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 95 процентов от оклада по офицерской должности, что противоречит как текстовой части пункта 108 Порядка, так и Федеральным законам «О воинской обязанности и военной службе» (статья 46) и «О статусе военнослужащих» (пункт 4 статьи 13), а также постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года № 47, согласно которым военнослужащий относится к тому или иному составу только в зависимости от присвоенного ему воинского звания.

Из изложенного Л. делает вывод о том, что введение Министром обороны Российской Федерации для определения состава военнослужащих такого дополнительного критерия как штатное воинское звание по занимаемой воинской должности произведено с превышением полномочий и вопреки действующему законодательству.

В заявлении также обращается внимание на то, что в нормативных правовых актах других ведомств, где предусмотрена военная служба, понятие состава военнослужащих определено в точном соответствии с федеральным законодательством.

Заявитель, своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыла, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители Министра обороны Российской Федерации - Виноградов В.В. и Герасимчик В.В., указав, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству, требования Л. не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Кроме того, представители заинтересованного лица пояснили:

Виноградов В.В., что указание в таблице пункта 108 Порядка об исчислении размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности соответствует положениям статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым эта надбавка выплачивается от оклада по воинской должности, а каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание;
Герасимчик В.В., что установление (сохранение) военнослужащим соответствующих составов, назначенным на высшую или низшую воинские должности иного состава, указанной надбавки в больших или меньших размерах, чем это предусмотрено по занимаемым воинским должностям, нарушило бы единство основных норм денежного довольствия военнослужащих и носило явно дискриминационный характер.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каравичев В.О. возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.

Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Л. удовлетворить, Военная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах установлены следующие составы военнослужащих: солдаты, матросы, сержанты, старшины; прапорщики и мичманы; офицеры: младшие офицеры, старшие офицеры, высшие офицеры.

Из содержания статьи следует, что приведенный в ней перечень составов военнослужащих разграничивает категории военнослужащих в зависимости от присвоенных воинских званий, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.

Приведенное в названной статье условие выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы - в зависимости от состава военнослужащих - воспроизводит понятие составов военнослужащих, изложенное в статье 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и не содержит дополнительных критериев для его расширительного толкования.

Таким образом, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, как и все другие дополнительные выплаты, исчисляется от занимаемой воинской должности, однако ее размер дифференцирован в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.

Такой вывод согласуется с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, согласно которым вышеприведенная дифференциация в выплате надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы обусловлена необходимостью сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня.

Что касается содержащегося в части 2 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности военной службе» положения о необходимости соответствия каждой воинской должности одного воинского звания, то оно указывает на основания и порядок прохождения военной службы и не устанавливает критерии выплаты денежного довольствия военнослужащим, в том числе в различных случаях, например, при прохождении прапорщиком (мичманом) военной службы на воинской должности, подлежащей замещению офицерами.

Поскольку Федеральным законом «О статусе военнослужащих» размер и порядок выплаты этой надбавки определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, Министр обороны Российской Федерации во исполнение закона приказом от 30 июня 2006 года № 200 утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Этот приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за № 8304 и 27 сентября 2006 года опубликован в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете № 215.

При таких данных приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Согласно пункту 108 Порядка (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 367), ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы в размерах, указанных в содержащейся в этом пункте таблице.

Данное положение в полной мере соответствует требованиям закона и понятию составов военнослужащих.

Однако в таблице пункта 108 Порядка понятие состава военнослужащих как условие выплаты надбавки отсутствует, а вместо него введено новое понятие - состав военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности.

Помимо того, что такое понятие не соответствует понятию состава военнослужащих, содержащемуся в текстовой части пункта 108 Порядка, оно противоречит статье 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой составы военнослужащих разграничиваются только в зависимости от присвоенных воинских званий.

Содержащееся в таблице пункта 108 Порядка другое понятие состава военнослужащих противоречит также буквальному и вышеприведенному смысловому содержанию части 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

При таких обстоятельствах, пункт 108 Порядка в части слов «согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности» в таблице после слов «Состав военнослужащих» вступил в противоречие с частью 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и требует судебного пресечения.

Поскольку до вынесения решения суда пункт 108 Порядка в указанной части применялся и на основании него были реализованы права граждан, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления Л., то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд и комиссионного сбора, взысканного в связи с уплатой пошлины, подлежат возмещению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия

решила:

Заявление Л. о признании недействующим пункта 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», в части слов «согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности» в таблице после слов «Состав военнослужащих» удовлетворить.

Пункт 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», в части слов «согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности» в таблице после слов «Состав военнослужащих» признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Л. понесенные, ею судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд и комиссионного сбора, взысканного в связи с уплатой пошлины, в размере 130 (сто тридцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.В. Крупнов