Решение № ВКПИ 07-107

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ № ВКПИ 07-107

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«30» октября 2007 года г.Москва


Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.,

при секретаре Шараватовой И.А.

с участием представителей Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П. и Чебурашкина А.Н. старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о проверке соответствия п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» Федеральному закону Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»,

УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 противоречащим закону и недействующим.

При этом в заявлении Л. указал, что в соответствии с ч.5 ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 № 76-ФЗ года социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены этим Федеральным законом и федеральными законами, устанавливаются также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках госбезопасности и других воинских формированиях СССР, и членам их семей.

Пунктом 5 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

При этом п.1 ст.3 данного Закона для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Исходя из этого, Л. утверждает, что оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации ущемляет его права как гражданина, проходившего военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, поскольку для его категории военнослужащих исчисление льготной выслуги лет этим постановлением не предусмотрено.

Заявитель на судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Правительства Российской Федерации Батурин Ю.П. и Чебурашкин А.Н. требования Л. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что вопреки мнению заявителя Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регулирует.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При этом, в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся.

В соответствии с ч.3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона, пояснили далее Батурин Ю.П. и Чебурашкин А.Н., такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, п.5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военнослужащим на пенсию военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, среди которых военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нет.

В связи с чем, по мнению представителей Правительства Российской Федерации, п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 полностью соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и им не противоречит.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П. и Чебурашкина А.Н., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым заявление Л. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируются специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст.1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Согласно ч.2 ст. 18 этого Закона, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет дляназначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст.1 этого Закона.

Что же касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч.2 ст.2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч.3 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований данного Закона Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято постановление № 941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.

Следовательно, п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 полностью соответствует требованиям статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и в целом не противоречит указанному Закону.

Поэтому утверждение заявителя Л. о том, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим по контракту должна включатся в льготном исчислении военная служба по призыву в особых условиях, является необоснованным.

Не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Названный закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается в заявлении Л., вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.

Таким образом, вопреки мнению Л., оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации не противоречит действующему законодательству, поэтому в удовлетворении его требований надлежит отказать.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251 - 253 ГПК РФ,
РЕШИЛА:

В удовлетворении заявления Л. в части признания п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 несоответствующим Федеральному закону Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» -отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

СУДЬЯ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        А.С. ШАЛЯКИН