Решение 94-го гарнизонного военного суда

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________ гор. Москва
94 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи _______________ при секретаре _______________ с участием заявителя, а так же представителя командира и руководителя финансовой службы войсковой части № _______________., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по_______________ заявлению _______________ поданного в интересах военнослужащего войсковой части № старшего лейтенанта _______________ об оспаривании действий Министра обороны РФ, командира и руководителя финансовой службы войсковой части №, связанных с выплатой _______________. денежного довольствия не в полном объеме,

УСТАНОВИЛ:

_______________ обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил:
- признать незаконным пункт № приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (по личному составу) в части отсутствия в нем указания считать старшего лейтенанта _______________ проходящим военную службу по контракту на воинской должности инженера отделения (технических средств и систем специального контроля) зональной лаборатории специального контроля (<адрес>) службы специального контроля МО РФ с _______________ года и возложить на указанное должностное лицо обязанность внести такую информацию в названный приказ;

- признать незаконным решение командира и руководителя финансовой службы войсковой части №, связанное с выплатой _______________ денежного довольствия с _______________ года по _______________ года не в полном объеме и обязать названное должностное лицо выплатить _______________ недоплаченное денежное довольствие за указанный период как военнослужащему, находящемуся на воинской должности.
В обоснование требований заявитель указал, что _______________ проходил военную службу в войсковой части №, которая в результате оргштатных мероприятий была реорганизована в войсковую часть № с переназначением военнослужащих на новые должности в соответствии с приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.

Данный приказ в отношении _______________ издан не был, поэтому с _______________ года по _______________ года ему выплачивалось денежное довольствие в меньшем размере, предусмотренном для военнослужащих, проходящих военную службу в распоряжении. Эти действия МО и финансового органа нарушают законные права _______________ который до _______________ года в распоряжении воинского должностного лица не зачислялся и выполнял общие и должностные обязанности военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – работал с секретными документами, заступал в суточный наряд и другие.
В ходе судебного заседания заявитель и его доверитель настаивали на удовлетворении своих требований по указанным основаниям.

Представитель командира и руководителя финансового органа войсковой части № _______________ требования заявителя и его доверителя не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что в ходе проведения организационно-штатных мероприятий в войсковой части № должность, занимаемая _______________ сокращена с _______________ года, поэтому до назначения на новую должность он имел право на получение денежных средств, выплачиваемых военнослужащим находящимся в распоряжении.

Министр обороны РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени заседания, в суд не прибыл, а его представитель _______________ направила возражения об отказе в удовлетворении требований _______________ настаивая на рассмотрении заявления в ее отсутствие.

Рассмотрев заявление, заслушав объяснения сторон, а так же исследовав представленные доказательства, суд учитывает следующее.
В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на должности, за исключением случаев, указанных в п. 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 данной статьи Закона военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением оргштатных мероприятий – не более шести месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела до вынесения решения по уголовному делу.

Аналогичные положения закреплены и в п. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», в силу которого для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило ближайшего прямого командира (начальника) имеющего право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Таким образом, системный анализ вышеприведенных правовых норм приводит суд к выводу о том, что по общему правилу, предусмотренному действующим законодательством РФ, военнослужащие по контракту проходят военную службу либо на воинской должности, либо в распоряжении командира (начальника) за исключением случаев, которые могут быть установлены федеральными законами или нормативным правовым актом Президента РФ. Принятие же решения о расформировании воинской части само по себе к таким случаям не относится.
Назначение на воинские должности и освобождение с этих должностей в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона осуществляется: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии со ст. 14 Положения, военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность должностным лицом, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
Таким образом, вне зависимости от каких-либо иных факторов, военнослужащий считается проходящим военную службу на воинской должности до издания соответствующим должностным лицом приказа об освобождении его от должности либо о зачислении в распоряжение командира (начальника).

Иное толкование закона привело бы к правовой неопределенности положения военнослужащих, к их произвольному, в нарушение федерального законодательства, пребыванию вне всяких сроков не на воинской должности, без назначения на нее и без зачисления в распоряжение, что, безусловно, повлекло бы нарушение порядка прохождения военной службы и гарантированных федеральным законом прав военнослужащих на обеспечение денежным довольствием.

В силу ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и размерах, установленных Федеральным законам «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием в соответствии с ч. 32 ст. 2 Закона определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В рамках предоставленных полномочий Министр обороны РФ приказом от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

При этом, в п. 38 Порядка Министр обороны РФ предусмотрел, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты производятся со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

Как видно из копии контракта о прохождении военной службы, о вступлении которого в силу объявлено приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, а также из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, ксерокопии удостоверения личности _______________ его послужного списка и справки командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, будучи военнослужащим по контракту _______________ с _______________ года по _______________ года проходил военную службу на должности инженера отделения технического обслуживания (технических средств и систем специального контроля) в войсковой части№ а с _______________ года по настоящее время на должности инженера отделения технических средств и систем специального контроля в войсковой части №
Изменение нумерации воинской части, в которой проходит военную службу _______________ согласно справке начальника штаба войсковой части № от _______________ года б/н, а также выписке из приказа начальника ФКУ «Войсковая часть №» (командира войсковой части №) от ДД.ММ.ГГГГ№, обусловлено исполнением директивы Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, директивы Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении с _______________ по _______________ года организационно-штатных мероприятий по переводу на новый штат и переформированию ряда воинских частей в структурные подразделения войсковой части № с присвоением им литерных буквенных (обозначений) по месту их дислокации: «войсковой части №» в «войсковую часть №» (п. Троицкое).
Как следует из выписки из приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (по личному составу) в соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ нижепоименованных офицеров войсковой части № считать проходящими военную службу на занимаемых воинских должностях зональной лаборатории специального контроля (<адрес>) службы специального контроля Минобороны РФ с _______________ года. _______________ в этом списке не числится.

Согласно пояснениям представителя заинтересованных лиц _______________ данный военнослужащий не был внесен в приказ по ошибке, поэтому с _______________ по дату издания Министром обороны РФ приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ об освобождении от занимаемой должности и назначении старшего лейтенанта _______________ на новую должность он обеспечивался денежным довольствием как военнослужащий, проходящий военную службу в распоряжении.

Данные обстоятельства подтверждаются содержанием карточки лицевого счета _______________ и его выпиской по контракту клиента Сбербанка России и «ВТБ24»(ЗАО) с _______________ года, из которых видно, что с _______________ года ему выплачивалось денежное довольствие как военнослужащему, зачисленному в распоряжение.

Между тем, согласно приказам командира войсковой части № (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, а также по содержанию ксерокопии реестра документов, переданных на доклад начальнику, рабочих папок № ответственного ФИО8 следует, что _______________ с _______________ года по _______________ года исполнял обязанности, находясь на должности. Доказательств сдачи им дел и должности в этот период времени заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что несвоевременное изданием Министром обороны РФ приказа о назначении _______________ на новую должность нарушило его право на денежное довольствие, которое с _______________ года по _______________ года ему выплачивалось финансовым органом войсковой части № в меньшем размере, предусмотренном для военнослужащих, находящихся в распоряжении. Поэтому эти действия (бездействие) должностных лиц суд признаёт незаконными.

Для восстановления нарушенных прав _______________ суд считает необходимым возложить на Министра обороны РФ обязанность внести в пункт параграфа раздела приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ изменения, указав о прохождении старшим лейтенантом _______________ военной службы по контракту на воинской должности инженера отделения (технических средств и систем специального контроля) зональной лаборатории специального контроля (<адрес>) службы специального контроля МО РФ с _______________ года, а командира и руководителя финансовой службы войсковой части № обязать обеспечить _______________ недополученными денежными средствами, предусмотренными для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Заявление _______________ поданное в защиту интересов _______________ удовлетворить.
Признать незаконным пункт № приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отсутствия в нем указания о прохождении старшим лейтенантом _______________ военной службы по контракту на воинской должности инженера отделения (технических средств и систем специального контроля) зональной лаборатории специального контроля (<адрес>) службы специального контроля Минобороны РФ с _______________ года и возложить на Министра обороны Российской Федерации обязанность внести такую информацию в названный приказ;
- признать незаконным решение командира и руководителя финансовой службы войсковой части №, связанное с выплатой _______________ денежного довольствия с _______________ года по _______________ года как военнослужащему, зачисленному в распоряжение, и обязать названных должностных лиц обеспечить _______________ недополученным денежным довольствие за указанный период, предусмотренным для военнослужащих находящихся на воинской должности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 94 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.

Бесплатная консультация юриста

Для граждан РФ:

Бесплатная консультация юриста +7 (499) 577-00-25 доб. 201

Вверх