Статья "Юридические консультации". Журнал «Золото и технологии» Июнь №2(12) 2011

Залогом успешной работы современного старателя является не только знание геологии месторождений золота и технологии его добычи. В современном конкурентом мире необходима и эффективная работа с персоналом, и хорошо поставленный финансовый менеджмент, и новейшие информационные технологии. Огромную роль в работе добывающих предприятий играет юриспруденция, поскольку неправильно и несвоевременно оформленная бумага может свести на нет работу многотысячного коллектива. Идя навстречу пожеланиям наших читателей, с этого номера мы открываем рубрику «юридические консультации». Изложение будет построено по принципу «вопросов и ответов». Присылайте свои вопросы на электронный адрес bsv@zolteh.ru

1. Роснедра прислали недропользователю уведомление об устранении нарушений.
Какие могут быть последствия?

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О недрах» уведомление недропользователю, направляется после установления факта неисполнения обязательств по лицензии на право пользования недрами. При этом, в соответствии с компетенцией государственных органов, установление факта неисполнения обязательств в большинстве случаев возможно только органами контроля и надзора, как правило, таким органом является Федеральная служба по надзору за природопользованием или ее территориальные органы.

Таким образом, уведомление о допущенных нарушения направляется недропользователю органами, выдавшими лицензию, на основе акта проверки исполнения обязательств по лицензии органами контроля и надзора. В соответствии с установленным порядком досрочного прекращения
права пользования недрами, в уведомлении должен быть предусмотрен срок для устранения нарушений не менее 3-х месяцев, при этом максимальный срок для устранения нарушения не установлен законодательством и определяется в каждом конкретном случае специальной комиссией, рассматривающей вопросы по досрочному прекращению права пользования недрами.

По истечению срока, установленного в уведомлении, органам, выдавшим лицензию необходимо иметь информацию об устранении или неустранении недропользователем допущенных нарушений. При этом, аналогично первой стадии процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, установить устранение нарушений в большинстве случаев возможно посредством проведения проверки органами надзора и контроля.

Если первая проверка, является плановой, то вторая проверка является внеплановой и нацелена на проверку только тех нарушений, которые были указаны в уведомлении.Таким образом, органы выдавшие лицензию, могут вынести вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами, только после поступления информации от органов надзора и контроля по факту проведения проверки нарушений указанных в уведомлении.

Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве не урегулирован вопрос проведения внеплановой проверки, а именно в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусмотрено такое основание для внеплановой проверки, как уведомление о допущенных нарушениях.

Соответственно, проведение такой проверки становится незаконным, и как следствие становится невозможным вынесения вопросов о досрочном прекращении права пользования недрами на комиссия, рассматривающей вопросы по досрочному прекращению права пользования недрами.

На сегодняшний день государственными органами разрабатывается проект об исключении из действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» недропользования, что позволит правомочно проводить внеплановые проверки на основании уведомлений о допущенных нарушениях.

Из изложенного видно, что процедура досрочного прекращения права пользования недрами многоступенчатая, и в нее вовлечены как минимум два органа:

надзора и контроля и орган, выдавший лицензию. В связи со сложностями взаимодействия и правовыми коллизиями, недропользователь фактически зачастую имеет больший срок для устранения нарушений нежели установленный срок в самом уведомлении.

Заключительной стадией процедуры досрочного прекращения права пользования недрами является непосредственно принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами. Такое решение принимается комиссией, рассматривающей вопросы по досрочному прекращению права пользования недрами. В случае, если недропользователем на момент проведения комиссии устранены нарушения, то соответственно, решение принимается в пользу недропользователя и наоборот.

Стоит обратить внимание, что при рассмотрении на комиссии вопросов о досрочном прекращении права пользования недрами, допускается присутствие недропользователей и предоставление ими документов, подтверждающих устранение нарушений.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае поступления уведомления о допущенных нарушениях необходимо предпринять все меры для того чтобы устранить данные нарушения, и прежде всего данное устранение должно подтверждаться документальными данными.

2. Что делать если земельные участки, на территории которых планируется пользование недрами и размещение соответствующей инфраструктуры, уже предоставлены в аренду или собственность частным лицам?

В настоящее время Законом Российской Федерации «О недрах» не предусмотрено никакого согласования органами, выдавшими лицензии, с собственниками земельных участков предоставление таких участков для целей недропользования, вместо этого в ст. 25.1. указанного Закона содержится прямая отсылка на общий порядок предоставления земельных участков в соответствии с ЗК РФ. Таким образом, обеспечение прав на использование участком полностью ложится на недропользователя.

Также в ст. 25.1. Закона РФ «О недрах» содержится норма допускающая изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, однако данная норма фактически недействующая, поскольку для целей недропользования порядок такого изъятия не установлен, не предусмотрены также статьи бюджета и орган власти, наделенный полномочиями по инициированию процедуры такого изъятия.

Таким образом, единственным возможным вариантом для предоставления земельных участков представляется сервитут, устанавливаемый в соответствии с 274 ГК РФ, и хотя ГК РФ предусматривает заключение соглашения о сервитуте в добровольном порядке, в большинстве ситуаций это возможно только путем судебного акта.
Необходимо отметить, что однозначной практики по вопросу установления сервитута для целей недропользования на данный момент нет.

Таким образом, приобретая права пользования недрами, недропользователь фактически идет на предпринимательский риск, поскольку гарантий предоставления земельных участков для целей недропользования не могут быть предоставлены.

В своем письме от 17.04.2009 N 5810-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее: В целях комплексного решения вопроса предоставления земельного участка для целей недропользования Минэкономразвития России считает необходимым внесение изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», предусматривающих обязательность предоставления участка недр с гарантированным обеспечением доступа к соответствующему земельному участку, необходимому для недропользования. Минэкономразвития России Письмом от 11.11.2008 N 17082-ИМ/Д23 направляло соответствующие предложения в Минрегион России для подготовки правительственных поправок к проекту федерального закона N 432575-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Вопрос обеспечения доступа к земельным участкам для целей недропользования предполагается урегулировать в разработанном Минэкономразвития России проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов».

Указанным законопроектом предлагается, в частности, возможность установления публичного сервитута для проведения изыскательских и исследовательских работ, проводимых в целях геологического изучения недр, а также для разведки и добычи полезных ископаемых.

Законопроектом предусматривается существенное упрощение доступа недропользователей к земельным ресурсам, в том числе находящимся в частной собственности, а именно:

  • осуществление работ на условиях сервитута не влечет необходимости изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;
  • плата за установление сервитута определяется соглашением сторон. В случае недостижения такого соглашения плата определяется судом как однократный платеж, размер которого определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности как уменьшение рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом. При этом судом может быть принято решение о рассрочке указанного платежа;
  • обладатель публичного сервитута имеет право осуществлять любую деятельность, необходимую для достижения целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута имеет право свободного доступа на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен сервитут, осуществлять земляные работы, осуществлять доставку техники, материалов и инструментов;
  • документ, подтверждающий установление публичного сервитута, наряду с иными предусмотренными Градостроительным кодексом требованиями является основанием для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако в настоящее время, изменений в Закон РФ «О недрах» в части предоставления земельных участков не планируется, а законопроект, на который ссылается Минэкономразвития России, до сих пор находится на рассмотрении.

3. Необходимо ли прохождение государственной экспертизы проекта разработки месторождения россыпного золота в рамках градостроительного кодекса РФ?

Правовая позиция Пунктом 15 Положения «О подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 118, установлено, что для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационноправовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов. Пунктом 16 Положения установлено, что к заявлению прилагаются в частности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии заключений:

  • государственной экспертизы запасов;
  • государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 июля 2010 года) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Градостроительного Кодекса, государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.

Решением Верховного суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1450 было установлено, что «экспертиза проектов разработки месторождения не является объектом экспертизы проводимой в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ», т.е. экспертиза проектов разработки месторождений проводится только в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2010г № 118. При этом, проектом разработки месторождения могут быть предусмотрены объекты капитального строительство, такие объекты подпадают под действие Градостроительного кодекса.

Таким образом, если в проекте разработки месторождения присутствую объекты капитального строительство, то такие объекты подлежат государственной экспертизе в рамках Градостроительного кодекса РФ отдельно от проекта разработки месторождения. А при прохождении экспертизы проекта разработки месторождения в соответствии с Постановлением 118 в таком случае нужно будет прилагать копию заключения экспертизы проектной документации на конкретный объект капитального строительства в составе проекта разработки месторождения.
Статья 1 Градостроительного Кодекса дает определение термину «Объект капитального строительства» — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Термин «временные постройки» законодательно не определен. Статья 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 октября 2010 года) устанавливает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Следовательно, к временным постройкам относятся объекты строительства, конструкция которых непрочно связана с землей и передислокация таких построек возможна без ущерба их назначению.

Бесплатная консультация юриста

Для граждан РФ:

Бесплатная консультация юриста +7 (499) 577-00-25 доб. 201

Вверх