Защита прав граждан в области медицины

Основанием к созданию нового направления нашей деятельности , подтолкнуло понимание того, что в Российском государстве отсутствует организация (государственная, общественная), которая, не оглядываясь на государственные структуры, могла бы провести независимое медицинское освидетельствование граждан и в дальнейшем осуществлять защиту их интересов в суде. Основа нашей деятельности - независимая от государственной системы оценка качества медицинской помощи. Проведение первичного анализа медицинской документации, формулировка вопросов к судебно-медицинской экспертизе, экспертизе качества медицинской помощи, проведение медико-юридического анализа оказанной пациенту медицинской помощи, определение целесообразности судебного разбирательства. Представление интересов пациентов неудовлетворенных качеством полученной медицинской помощи в суде. Основными целями являются :

  • консультации, юридическая защита прав граждан в области медицины
  • досудебное, судебное правовое обеспечение интересов граждан в связи причинением вреда здоровью
  • консультации по всем вопросам в области охраны здоровья граждан, групп населения, в том числе льготных
  • юридическое сопровождение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников
  • выбор независимых высококвалифицированных медицинских экспертов
  • организация и проведение независимого медицинского освидетельствования граждан:
    • во всех случаях несогласия пациентов с проведенным обследованием, лечением, экспертным заключением
    • для определения степени вреда здоровью, установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти вследствие некачественно выполненных медицинских услуг, дорожно-транспортных происшествий, укусов животными, иных повреждений, отравлений, в том числе у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, а также лицам, страдающих профессиональными и другими заболеваниями
    • подлежащих увольнению или призыву на военную службу
    • при временной нетрудоспособности
    • в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Пациенты имеют возможность получить объективное, не прикрытое ведомственной принадлежностью, заключение специалиста в области медицины. В необходимых случаях, для объективизации имеющихся медицинских данных привлекаются высококвалифицированные врачи (профессора, академики, доктора медицинских наук) определенных специальностей.

Медицинская общественность с большим чувством тревоги при одновременно высокой степени скепсиса восприняла появление подобного рода деятельности. Понятно, что тревога объективно была связана с осознанием возможной ответственности за медицинскую помощь ненадлежащего качества. Скепсис объяснялся всей историей медицины в СССР, а затем Российской Федерации, которая свидетельствовала только об одном – выиграть у медиков невозможно.

Однако судебная практика уже показала диалектически высокую результативность работы. Оказалось, что государственным лечебно-профилактическим учреждениям, медицинским организациям любой формы собственности легко можно «отбиться» от истцов-пациентов и даже их представителей, не обладающими специальными познаниями в области медицины – юристов и адвокатов общего профиля, по этой причине, в штате нашей организации работают практикующие врачи, способные произвести экспертную оценку качества проведенного лечения и обследования, анализ допущенных врачебных ошибок, которые взаимодействуют с высоко квалифицированными адвокатами для дальнейшего ведения дел в органах судебного управления. Конечно, данное обстоятельство, а именно обязательство медицинских организаций любых форм собственности, в том числе государственных и муниципальных, возмещать по решению суда пациентам все имущественные убытки, моральный вред, а также нести еще и судебные расходы заставляет руководителей медицинских организаций самым серьезным образом отнестись и к компании, которая осуществляет претворение в жизнь заявленных целей.

Руководители медицинских организаций, их представители столкнулись с ранее несуществующей проблемой – юридической ответственностью за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. Медицинские работники зачастую не только не знают права своих пациентов, но плохо представляют свой правовой статус, не ориентируются в вопросах законности осуществления профессиональной медицинской деятельности, не знают, что является качественной медицинской помощью, что такое вред здоровью и др. У них возникли объективные сложности – отсутствие специалистов в области «медицинского» права, способных юридически перспективно оценить качество предоставленной медицинской помощи конкретным больным. Но самым неприятным событием для всей медицинской общественности явились уголовные дела, возбужденные против конкретных врачей-причинителей вреда здоровью и смерти по неосторожности. В условиях внедрения страховой медицины появились случаи судебных исков со стороны пациентов, которые как потребители медицинских услуг предъявляют претензии к своим лечащим врачам. Адвокаты «ВИВАТ Консалт» готовы оказать Вам помощь в восстановлении нарушенных врачами прав.

Ниже указано, что имеет право требовать каждый пациент при обращении к врачу. В случае нарушения медицинским учреждением данных требований, каждый пациент может требовать компенсации, если конечно сможет доказать факт нарушения. В данной связи идеально - если пациент обратится к адвокатам до того, как лечение окончено и будет следовать советам адвокатов, направленным на закрепление доказательственной базы до обращения в суд.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

(утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1)

Статья 30. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ.

Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан

Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.

Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

О медицинском страховании граждан в Российской Федерации
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1

Статья 6. Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования

Граждане Российской Федерации имеют право на:
обязательное и добровольное медицинское страхование;
выбор медицинской страховой организации;
выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения).