Решение 94 гарнизонного военного суда от 16 октября 2009 г. Москва

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2009 года г. Москва

94 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда рассмотрев заявление военнослужащего войсковой части 03425 подполковника П. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии названной воинской части, связанных с не включением заявителя с 17 августа 2009 года в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья в г. Москве во внеочередном порядке,-

У С Т А Н О В И Л:

На момент обращения с заявлением в суд П. отслужил в Вооруженных Силах свыше 22 лет. При этом, в период прохождения военной службы, 6 августа 2009 года, решением военно – врачебной комиссии (далее ВВК) он был признан ограничено годным к военной службе. Заболевание получено в период прохождения военной службы. В связи с этим П. подал рапорт по команде, в котором просил предоставить ему по месту службы в г. Москве надлежащее жилье во внеочередном порядке. Однако, решением жилищной комиссии от 2 октября 2009 года, протокол № 7, в этой просьбе заявителю было отказано, в связи с чем П. обратился в военный суд. В своем заявлении П. просил военный суд:

- признать его заявление обоснованным, а действия (бездействия) командира и жилищной комиссии войсковой части 03425, связанные с не включением его и членов семьи в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья вне очереди и не обеспечением жильем по месту службы в г. Москве – незаконными;

- обязать жилищную комиссию войсковой части 03425 изменить свое решение от 2 октября 2009 года, в части его касающейся, а командира воинской части утвердить такое решение, включив его и членов его семьи в списки внеочередников на получение жилья;

- обязать командира войсковой части 03425 обеспечить его и членом семьи жильем во внеочередном порядке в г. Москве, в связи с предстоящим увольнением по состоянию здоровья, после чего представить документы на его увольнение с военной службы по указанному основанию.

В судебном заседании П., изменив перечисленные требования, просил военный суд:

- признать его заявление обоснованным, а действия (бездействия) командира и жилищной комиссии войсковой части 03425, связанные с не включением его и членов семьи в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке по месту службы в г. Москве – незаконными;

- обязать жилищную комиссию отменить решение от 2 октября 2009 года в части его касающейся, а командира воинской части утвердить такое решение. Обязать жилищную комиссию включить его и членов семьи в списки военнослужащих, имеющих право на внеочередное получение жилья по избранному месту жительства в г. Москве с 17 августа 2009 года, а командира воинской части утвердить такое решение. Выписку из протокола выдать ему.

В ходе судебного заседания заявитель уточненные требования подержал и пояснил, что прослужил он в Вооруженных Силах свыше 22 лет. В период службы он заболел и его признали ограниченно годным к военной службе. В связи с заболевание, он подал рапорт о досрочном увольнении с военной службы после предоставления ему жилья во внеочередном порядке. Однако жилищная комиссия отказала ему в изложенной просьбе.

Представитель командира войсковой части 03425 З. требования заявителя не признал указав, что решение жилищной комиссии от 2 октября 2009 года является законным и обоснованным, поскольку П. не подпадает под перечень лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, закрепленный в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Что касается пункт 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, объявленной приказом МО РФ 15 февраля 2000 года № 80, то это требование законодательства на заявителя не распространяется поскольку названная Инструкция была принята до внесения изменений в ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе», закрепившей право военнослужащего на увольнение с военной службы в связи с признанием того ограниченно годным к военной службе.

Представитель жилищной комиссии войсковой части 03425 в суд не прибыл, хотя о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. При этом командир названой воинской части просил суд рассмотреть дело П. без участия представителя жилищной комиссии.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему выводу.

Так, согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части 03425 от 30 декабря 2004 года, П. и члены его семьи были признаны нуждающимися в получении жилья и включены в список военнослужащих имеющих первоочередное право на получение жилья.

Свидетельство о болезни № 52 от 6 августа 2009 года подтверждает, что решением ВВК П. признан ограниченно годным к военной службе. Заболевание получено в период военной службы.

Рапорта П. от 17 августа 2009 года свидетельствуют, что, в связи с признанием того ВВК ограниченного годным к военной службе, заявитель обратился к командиру войсковой части 03425 с просьбой обеспечить его жильем во внеочередном порядке после чего уволить с военной службы.

Из протокола № 7 заседания жилищной комиссии от 2 октября 2009 года видно, что П. на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в предоставлении жилья во внеочередном порядке - отказано.

Согласно списка очередников на получение жилья, П. и члены его семьи состоят в общих списках на получение жилья под № 60.

Между тем, согласно подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в связи с признанием его ВВК ограниченно годным к военной службе.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляет, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.

Анализ указанных норм свидетельствует, что названым Федеральным законом военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем.

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В свою очередь в п. 5 ст. 5 ЖК РФ закреплено, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Соответственно, вопреки утверждениям З., категории лиц, перечисленные в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, имеющие право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, не является исчерпывающим. Федеральным органа исполнительной власти, предоставлено право издавать дополнительные нормативные акты относящиеся к вопросу распределения жилья.

Так, пункт 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, объявленной приказом МО РФ 15 февраля 2000 года № 80 закрепляет, что вышеперечисленной категории военнослужащих, при увольнении с военной службы, жилое помещения предоставляются вне очереди.

Не может служить основанием для отказа П. в занесению его в списки внеочередников на получение жилья и ссылка З. на время принятия перечисленного им законодательства. Об этом свидетельствует, прежде всего то, что названые З. нормы действовали, как на момент подачи рапорта П., так и на момент рассмотрения его заявления в судебном заседании. Следовательно военный суд, рассматривая заявление П. по существу, руководствуется действующим законодательством.

Таким образом, приведенные доказательства и требования законодательства свидетельствуют, что командир и жилищная комиссия войсковой части 03425 обязаны своевременно исполнить рапорт заявителя по предоставлению тому и членам его семьи надлежащего жилья во внеочередном порядке.

В то же время, требования заявителя в части – обязать командира войсковой части 03425 утвердить решения жилищной комиссии по его рапорту о включении в списки военнослужащих имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке с 17 августа и предоставлении ему выписки из протокола заседания жилищной комиссии, - удовлетворению не подлежат.

Такой вывод военного суда основан на требованиях ч. 1 ст. 254 ГПК РФ закрепляющей, что гражданин вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из представленных доказательств и пояснений самого П. следует, что повторного решения жилищной комиссии по его рапорту еще нет, а поэтому командиру воинской части утверждать еще нечего. Следовательно, права заявителя в как в изложенной части, так и в части предоставления ему выписки из протокола, командиром еще не нарушены.

Не основано на законе и требование П. относительно того, что суду надлежит - обязать жилищную комиссию включить его списки внеочередников для получения жилья в г. Москве с 17 августа 2009 года.

Изложенный вывод военного суда основан на требованиях п. 28 и п. 29 вышеуказанной Инструкции, объявленной приказом МО РФ № 80, согласно которым военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилья на основании решения жилищной комиссии, а не решения суда, исходя из времени принятия военнослужащего на учет.

Статья 52 Жилищного Кодекса РФ так же закрепляет основания и порядок принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 и ст. 258 ГПК РФ, военный суд, -

Р Е Ш И Л:

Заявление П. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 03425, связанных с не включением заявителя и членов его семьи с 17 августа 2009 года в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья в г. Москве во внеочередном порядке, - удовлетворить частично.

Действия командира и жилищной комиссии войсковой части 03425, связанные с не включением П. и членов его семьи в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в г. Москве во внеочередном порядке, - признать незаконными, в связи с чем обязать названых должностных лиц:

- провести заседание жилищной комиссии на котором отменить решение жилищной комиссии войсковой части 03425 протокол № 7 от 2 октября 2009 года в части касающейся П.;

- рассмотреть по существу рапорт заявителя о внесении его в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в г. Москве во внеочередном порядке.

В остальной части требований П. – отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в 3 окружной военный суд через 94 гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.