Решение 94 гарнизонного военного суда от 26 октября 2009 г. Москва

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2009 г. Москва

94 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрел заявление представителя заявителя – Г. в интересах военнослужащего войсковой части 73802 старшего прапорщика Ю. на действий командира и жилищной комиссии названой воинской части, связанных с не включением заявителя в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья в во внеочередном порядке, -

УСТАНОВИЛ:

На момент обращения с заявлением в суд Ю. отслужил в Вооруженных Силах свыше 14 лет. При этом, в период прохождения военной службы, 22 апреля 2008 года, решением военно – врачебной комиссии (далее ВВК) он был признан ограничено годным к военной службе. Заболевание получено в период прохождения военной службы. В связи с этим Ю. подал рапорт по команде, в котором просил предоставить ему в г. Красногорске надлежащее жилье во внеочередном порядке. Однако, решением жилищной комиссии от 14 сентября 2009 года, протокол № 16, в этой просьбе заявителю было отказано в связи с чем представитель заявителя – Г. обратился в военный суд. В своем заявлении Г. просил военный суд:

- признать действия командира и жилищной комиссии войсковой части 73802, связанных с не включением Ю. в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья в во внеочередном порядке, - незаконными;

- обязать жилищную комиссию войсковой части 73802 отменить решение от 14 сентября 2009 года, протокол № 16 в части касающейся Ю. после чего включить заявителя в списки военнослужащих имеющих право на получение жилья в г. Красногорске во внеочередном порядке, предоставить такое решение комиссии на утверждение командиру названной воинской части, которому утвердить такое решение жилищной комиссии.

В ходе судебного заседания представитель заявителя Г. требования подержал и пояснил, что его доверитель Ю. прослужил в Вооруженных Силах свыше 14 лет. В период службы Ю. заболел и того признали ограниченно годным к военной службе. В связи с заболевание, заявитель подал рапорт о досрочном увольнении с военной службы после предоставления ему жилья в г. Красногорске во внеочередном порядке. Однако жилищная комиссия вторично отказала ему в изложенной просьбе.

Представитель командира и жилищной комиссии войсковой части 73802 Ш. требования заявителя не признал указав, что решение жилищной комиссии от 14 сентября 2009 года является законным и обоснованным, поскольку Ю. не подпадает под перечень лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, закрепленный в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Ю. в суд не прибыл, хотя о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему выводу.

Так, свидетельство о болезни № 59 от 22 апреля 2008 года подтверждает, что решением ВВК Ю. признан ограниченно годным к военной службе. Заболевание получено в период военной службы.

Рапорт Ю. от 20 апреля 2009 года свидетельствуют, что, в связи с признанием того ВВК ограниченного годным к военной службе, заявитель обратился к командиру войсковой части 73802 с просьбой обеспечить его жильем во внеочередном порядке после чего уволить с военной службы.

Из протокола № 16 заседания жилищной комиссии от 14 сентября 2009 года видно, что Ю., на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в постановке в списки военнослужащих, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке - отказано.

Между тем, согласно подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в связи с признанием его ВВК ограниченно годным к военной службе.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляет, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм свидетельствует, что назваными Федеральными законами ряд военнослужащих выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем.

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В свою очередь в п. 5 ст. 5 ЖК РФ закреплено, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы регулирующие жилищные отношения в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Соответственно, вопреки утверждениям Ш., категории лиц, перечисленные в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, имеющие право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, не является исчерпывающим. Федеральным органа исполнительной власти предоставлено право издавать дополнительные нормативные акты относящиеся к вопросу распределения жилья.

Так, пункт 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, объявленной приказом МО РФ 15 февраля 2000 года № 80 закрепляет, что военнослужащим, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья, жилое помещения предоставляются вне очереди.

Таким образом, приведенные доказательства и требования действующего законодательства свидетельствуют, что командир и жилищная комиссия войсковой части 73802 обязаны своевременно исполнить рапорт заявителя по постановке Ю. и членов его семьи в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, во внеочередном порядке.

В то же время, требования Г. в части – обязать жилищную комиссию и командира войсковой части 73802, соответственно, принять и утвердить решения жилищной комиссии по рапорту Ю. о включении последнего в списки военнослужащих имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке, - удовлетворению не подлежат.

Такой вывод военного суда основан на требованиях ч. 1 ст. 254 ГПК РФ закрепляющей, что гражданин вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из представленных доказательств следует, что повторного решения жилищной комиссии по рапорту заявителя после отмены решения жилищной комиссии от 14 сентября 2009 года еще нет, а поэтому командиру воинской части утверждать еще нечего. Следовательно, права заявителя в изложенной части командиром еще не нарушены.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 28 и п. 29 вышеуказанной Инструкции, объявленной приказом МО РФ № 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилья на основании решения жилищной комиссии, а не решения суда, исходя из времени принятия военнослужащего на учет.

Статья 52 Жилищного Кодекса РФ так же закрепляет основания и порядок принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-198 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление представителя заявителя – Г. в интересах военнослужащего войсковой части 73802 старшего прапорщика Ю. на действия командира и жилищной комиссии войсковой части 73802, связанных с не включением заявителя в списки военнослужащих нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке, - удовлетворить частично.

Действия командира и жилищной комиссии войсковой части 73802, связанные с не включением Ю. в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке, - признать незаконными в связи с чем обязать названых должностных лиц:

- провести заседание жилищной комиссии на котором отменить решение жилищной комиссии войсковой части 73802 протокол № 16 от 14 сентября 2009 года в части касающейся Ю.;

- рассмотреть по существу рапорт заявителя о внесении его в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке.
В остальной части требований Ю. – отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в 3 окружной военный суд через 94 гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.