Решение Московского гарнизонного военного суда от 26 марта 2009 года г.Москва

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2009 года г. Москва

 

Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - подполковника юстиции Пешкова А.Ю., при секретаре Соловьевой О.С, с участием заявителя – Г. Ю., его представителя – Ч. Ю., и пред-ставителя командующего войсками Командования специального назначения -полковника М. Н., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего штаба Командования специального назначения генерал-майора Г. Ю. об оспаривании действий командующего войсками Командования специального назначения, связанных с не рассмотрением вопроса о назначении его на должность,

УСТАНОВИЛ:

Г. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом изменений просил:

  • обязать командующего войсками Командования специального назначения (далее - КСпН) в соответствии с п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы рассмотреть вопрос о назначении его на равную, высшую или низшую воинскую должность;
  • в счет возмещения судебных расходов взыскать с КСпН в его пользу 100 рублей.

В судебном заседании Г. и его представитель требования поддержали, при этом Ч. пояснил, что в соответствии с п.п. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения; при сокращении занимаемой им воинской должности, не возможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность. В период проведения организационно-штатных мероприятий, Г. неоднократно заявлял о желании проходить службу в ВС РФ, в том числе и на нижестоящей должности. 26 января 2009 г. Г. обратился с рапортом к командующему войсками КСпН с предложением своей кандидатуры на вакантную должность-заместителя командующего войсками КСпН по обустройству и расквартированию войск. Однако командование КСпН на письменные обращения Г. не предприняло никаких действий по рассмотрению вопроса о штатно-должностном предназначении заявителя и назначении на другую должность в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы. Рапорт Г. от 26 января 2009 г. о замещении вакантной должности оставлен без рассмотрения. Таким образом, допускается нарушение прав Г. и его законных интересов, выражающееся в бездействии должностного лица на протяжении шестимесячного срока в вопросе о назначении Г. на равную, высшую или низшую должность и предоставлении ему (с его согласия) имеющихся вакантных должностей.

Представитель КСпН требования Г. не признал. При этом указал, что в соответствии с директивой Министра обороны РФ от 11 апреля 2008 г. должность заявителя с 1 июня 2008 г. была сокращена. 3 июня 2008 г. Г. исполнил рапорт с просьбой о возложении на него временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности заместителя командующего войсками КСпН по расквартированию и обустройству войск до решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы. Однако данное представление осталось нереализованным. В директиве статс-секретаря- заместителя Министра обороны РФ от 13 января 2009 г. указано, что необходимо воздержаться от представления к назначению высших офицеров и полковников (капитанов 1 ранга) на низшие, по штатно-должностной категории, воинские должности. При условии отсутствия должностей равных или высших должностей в КСпН, соответствующих ВУС заявителя, и невозможности назначения его на низшую должность, он подлежал досрочному увольнению с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Контракт о прохождении военной службы был заключен с Г. на срок до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, т.е. до 7 апреля 2012 года.
Как было установлено в судебном заседании, в соответствии с директи-вой Министра обороны РФ от 11 апреля 2008 г. № Д-29 должность заявителя с 1 июня 2008 г. была сокращена.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г., зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий- на срок не более чем на шесть месяцев.

Приказом Министра обороны РФ от 25 июля 2008 г. № 730, Г. был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командующего войсками КСпН.
Как следует из п.п. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласил с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Таким образом, в данном случае одним из условий увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями является невозможность его назначения на иные равные или, с его согласия, низшие или высшие воинские должности.

Из рапортов Г. от 3 июня 2008 г. и 26 января 2009 г. на имя командующего войсками КСпН, видно, что он просит рассмотреть вопрос о его допуске на вакантную должность- заместителя командующего войсками КСпН по обустройству и расквартированию войск.

Согласно листам бесед от 24 марта и 12 мая 2008 г. Г. выразил свое не согласие с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, просил назначить на должность.

Как усматривается из рапорта Г. от 14 августа 2008 г., в случае не возможности быть назначенным на равнозначную должность в соответствии с законодательством, он готов рассмотреть вопрос о назначении на нижестоящую воинскую должность.

Из исследованного в суде заключения Главного правового управления МО РФ (далее - ГПУ МО РФ) от 3 февраля 2009 г. видно, что материал к увольнению Гусева с военной службы не прошел юридическую экспертизу в ГПУ МО РФ, в частности, поскольку в материалах представления отсутствует информация о предложении Г. каких-либо конкретных воинских должностей (в том числе и низших) как в ВВС, так и в других видах, родах войск ВС РФ, флотах, главных и центральных управлениях МО РФ. Командующему войсками КСпН было указано провести беседу с Г., на которой уточнить у него вопрос прохождения военной службы на низших, равных, либо высших долж-ностях, повторно обратиться к начальнику расквартирования и обустройства МО РФ по вопросу размещения Г., предложить Г. конкретные воинские должности с оставлением листа беседы.
Согласно листу беседы от 10 марта 2009 г., Г. выразил свое согласие на прохождение военной службы при назначении на вышестоящую, равную или низшую воинскую должность с его согласия и просил повторно рассмотреть вопрос о его назначении на вакантную должность- заместителя командующего войсками КСпН по обустройству и расквартированию войск.

Однако, в нарушение п.п. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, заключения ГПУ МО РФ от 3 февраля 2009 г. и выраженной просьбы Г. в листе беседы от 10 марта 2009 г., ему не были предложены конкретные воинские должности в соответствии с полученной им военно-учетной специальностью, и он был представлен к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поскольку на данный момент не подтвержден факт невозможности назначения Г. на равную, высшую или низшую должности, для восстановления его прав суд считает необходимым обязать командующего войсками Командования специального назначения реализовать право Г. Ю. на назначение на высшую, равную или низшую должность до разрешения вопроса о представлении к увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку на основании изложенного суд признает заявление Г. подлежащим удовлетворению, судебные расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины, подлежат взысканию с Командования специального назначения в сумме 100 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206, 258 ГПК РФ, военный суд.

РЕШИЛ:

Заявление генерал-майора Г. Ю. - удовлетворить.
Обязать командующего войсками Командования специального назначения реализовать право Г. Ю.А. на назначение на высшую, равную или низшую должность до разрешения вопроса о представлении к увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.

В счет возмещения судебных расходов взыскать с Командования специального назначения в пользу Г. Ю. 100 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Верно:
председательствующий А.Ю. Пешков
секретарь судебного заседания О.С. Соловьева

Бесплатная консультация юриста

Для граждан РФ:

Бесплатная консультация юриста +7 (499) 577-00-25 доб. 201

Вверх