Представьте ситуацию: вы представляете небольшую юридическую фирму (или любую другую), и к вам пришел очень солидный клиент. Вы начинаете обговаривать условия работы, но понимаете, что требуют от вас слишком много, а платить собираются по стандартному прайсу. Как поступить в таком случае? Пойти на уступки, чтобы улучшить репутацию и не потерять клиента, или отказаться вести его дело?
При возникновении сомнительных разногласий лучше несколько раз подумать, прежде чем связываться с неблагонадежными клиентами. Если люди чувствуют, что вы готовы во многом уступить, они могут обернуть это сотрудничество с огромной выгодой для себя и большими убытками для вас. В этой статье вы узнаете о 4 ситуациях, когда не стоит начинать работать с клиентом, чтобы в будущем не нажить себе проблем.
- Оплата после выполнения работ
Чем бы вы ни занимались, заключая контракт на крупную сумму, всегда думайте о том, сколько денег придется вложить в его выполнение. Если клиент настаивает на постоплате, постарайтесь объяснить ему, что весь срок исполнения своих обязанностей вам придется вкладывать в проект собственные деньги. Как минимум вам нужно будет платить зарплату сотрудникам.
Если клиент неохотно соглашается на самый небольшой аванс, это тоже повод задуматься. Вы ведь не хотите работать и постоянно думать о том, отобьете вы свои вложения в итоге или нет. Если ему что-то не понравится в итоге, он откажется платить, а потраченных денег будет уже не вернуть. А если проект особенно крупный и сложный, то на других клиентов у вас может не остаться ни времени, ни средств, что тоже сильно скажется на вашей фирме в случае неудачной сделки.
- Слишком сложное ТЗ
Сколько бы вам ни обещали заплатить, не поддавайтесь эмоциям и внимательно читайте ТЗ. Довольно часто заказчики думают, что деньгами можно решить любые вопросы, поэтому требуют решения невыполнимых задач в очень сжатые сроки. Таким клиентам нужно разъяснять, что дело не в деньгах, и у вас просто не хватит работников и времени, чтобы все успеть.
Многие в этот момент начинают надеяться на удачу, ведь деньги то большие, зачем от них отказываться. Но по итогу проект проваливается, и вы больше теряете, чем зарабатываете. Плюс к этому заказчик может подать на вас в суд и выиграет его, так как вы сами подписывали такое ТЗ, а значит должны были задачу выполнить.
- Жесткий договор
Условия сотрудничества всегда должны быть прозрачными и понятными. Требования, выдвигаемые клиентами, всегда направлены на безопасность их личных средств и имущества. В этом нет ничего удивительного или неправильно. Однако некоторые заказчики в этом плане заходят слишком далеко, и буквально готовы засыпать вас различными санкциями и судебными исками за любую оплошность. Если клиент не желает смягчать свои жесткие условия, не стоит с ним связываться.
В этой ситуации главное не терять бдительность и не слушать отговорки о том, что «это наши юристы написали, мы вообще ничего не знаем, не пониманием и будем под вас подстраиваться». В итоге с теми же юристами вы потом встретитесь в суде.
- Полный контроль
Многие клиенты хотят наблюдать за процессом выполнения работы, видеть промежуточные результаты, и это нормально. Однако полный контроль над всей деятельностью давать им не стоит никогда. В этом случае любое ваше действие будет подвергаться критике и осыпаться тонной вопросов. Клиент должен оставаться клиентом, а не становиться руководителем вашего проекта. Иначе работать с ним не стоит. Вы можете передавать заказчику некоторые промежуточные результаты по согласованию, но не позволяйте ему вмешиваться в ваш рабочий процесс. Если он лучше вас знает, как делать вашу работу, то почему он сам ее не сделает?
Выводы
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что далеко не каждым клиентом нужно дорожить как последним. Пытаясь угодить всем, вы не только не заработаете, но и обрастете дополнительными проблемами. Старайтесь идти на компромиссы или предлагайте заказчикам свои условия, без которых вы с ними работать не будете. Никакие деньги не спасут вас от производственного ада или судебных разбирательств.
Наиболее опасны те люди, которые пытаются все контролировать и загоняют вас в самые жесткие рамки. Сотрудничество с ними принесет вам больше проблем, чем прибыли, если она вообще будет. Не слушайте громогласных обещаний и отговорок. Сколько бы вам ни предлагали, не беритесь за работу, в успешном выполнении которой не уверены. Если клиент изначально не настроен работать с вами или пытается навязать вам свой план работы, сотрудничать с ним не стоит.
Отдавайте предпочтение заказчикам, которые просто хотят, чтобы вы сделали свою работу, не ставят перед вами жестких условий и не пытаются контролировать весь процесс вашей деятельности.